Dee Troy » 21 мар 2014, 14:10
Эх, блин... С чего ж начать-то.
Короче. Есть три вещи, которые обязательны для того, чтобы управлять тяжелыми и среднекубатырными круизерами на малых скоростях:
1. Взгляд
2. Проскальзывающее сцепло
3. Использование заднего тормоза.
Первое - банальнейший постулат, которому учат во всех правильных мотошколах, но который использует осознанно лишь малая часть мотоциклистов. Помни: ты едешь туда, куда ты смотришь. Смотришь на конус - приедешь в конус. Смотришь на бордюр - приедешь в бордюр. Это не волшебство, а простейшая физика - когда взгляд метается, телу сложнее держать равновесие, мозг начинает паниковать - в итоге либо падение, либо тупик - ты приехал к препятствию, а куда дальше - не просчитал.
На асфальте перед колесом нет ничего интересного - большие предметы можно заметить перерфирийным зрением, а мелкие отработает подвеска - на них не стоит даже внимание обращать.
Поэтому главное правило - смотри с опережением, взгляд на один шаг впереди твоего нынешнего положения. Надо выполнить поворот на 90 - сначала ты поворачиваешь голову, еще до входа в поворот, а только затем тело наклоняет байк, а руки начинают давить на руль. Надо развернуться на 180 - сначала ты поворачиваешь голову максмально назад, насколько возможно, а затем байк практически сам развернется вслед за взглядом. И в момент разворота взгляд с головой не останавливается - ты поворачиваешься, а голова поворачивается еще дальше, пока не увидишь выход из разворота.
Чтобы убедиться, что у тебя есть перефирийное зрение (многие в этом сомневаются, чисто подсознательно, поэтому и смотрят под колесо), попроси кого-нибудь встать перед тобой на расстоянии полуметра и помахать руками на уровне пояса. Сам при этом смотри ему в глаза, а не на руки. Ты без особого труда заметишь движение - так же и с конусами - ты смотришь вперед, но переферийка фиксирует их в мозгу и дает команду рукам - поворачиваем, объезжаем и т.д.
Для отработки этого навыка лучше всего подходит построить змейку. И когда ты ее едешь, усилием волим заставлять себя смотреть не на дорогу вниз, а на 1-1.5 метра над землей в районе последнего конуса. А все остальные конуса фиксировать перефирийкой. В идеале заниматься с кем-то в паре, чтобы он следил за тобой и орал "Взгляд!!!", когда ты будешь опускать глаза на дорогу - быстрее привыкнешь.
Как только станет получаться проходить всю змейку без сбивания конусов и перевода взгляда, можно переходить к более сложным штукам типа разворотов на 180.
Для начала змейку можно ставить с расстоянием метров 4-5 между конусами. Американские копы стаят 3.5. У нас на площадке, которая на первом видео в этой теме, примерно 3 метра.
Второе - научиться работать с серой зоной сцепления. Чувствовать очень остро ту грань, где милиметр в одну или другую сторону либо добавит, либо уберет тягу с заднего колеса.
Зачем это нужно: тяжелые круизеры и моторы с хорошими низами имеют макимальную тягу именно внизу, поэтому одного только заднего тормоза просто недостаточно, чтобы замедлить байк эффективно. Он просто не справляется с такой чудовищной нагрузкой. А пользоваться передним при маневрировании чревато падением. Поэтому, чтобы маневрировать красиво и эффективно в писываться в повороты, нужно снимать тягу с заднего именно сцеплением вместе с задним тормозом.
Т.е. если разбить разворот на три части - вход, нулевая точка, выход, то алгоритм действий примерно такой: на входе выжимается сцепление дальше грани проскальзывания, сбрасывается газ и придавливается задний тормоз - байк практически рушится под тобой внурь поворота; в нулевой точке его необходимо поймать, не дать упасть до конца - для этого как раз требуется вернуть тягу на колесо, отжав сцепление обратно, добавляя газа, а на выходе еще и отпуская задний тормоз - байк прошел апекс, развернулся и выравнивается обратно. Так происходит в идеале, когда ты четко ловишь границы и можешь убирать-возвращать тягу не думая, на автомате.
Чтобы потренировать эту науку, нужно тупо ездить максимально медленно. Берешь себе на площадке отмеряешь 35 метров и пытаешься их проехать не касаясь ногами земли на первой передаче дольше, чем за 1 минуту. Тронулся - прижал сцепление - байк начинает заваливаться - приотпустил сцепление+ добавил чуть газу - поймал равновесие - снова прижал сцепление и так всю прямую. У нас рекорд был 1.45 что ли)
Третий пункт - обязателен при маневрировании. Задний тормоз на наших площадках нужен, в общем-то, не для эффективного торможения, а именно для маневрирования. Причем одновременно с открытым газом. Это дает тебе абсолютно невероятную эластичность мотоцикла - он получается натянутый, как струна - тормоз тащит его назад, в то время как инерция - вперед. При этом само движение на моте при использовании оного перестает быть дерганным, как если ты начнешь просто открывать и закрывать газ. Едешь слишком быстро - придавил чуть тормоз, не закрывая газ - байк замедлился и ты вошел в поворот так, как надо. На выходе тапку отпустил - байк начинает набирать скорость. А обороты все те же.
Главное, что следует помнить - нельзя передавить, т.к. байк заглохнет в ту же секунду, как заблокируется колесо и если это происходит в повороте, ты упадешь сразу же. (понимаешь, что тормоза не хватает - см. п.2 - добавь сцепления)
И второе - тормоза от такой езды довольно серьезно нагреваются, поэтому надо давать им отдых - позанимался 5-10 минут маневрами - поехал пару кругов по площадке без торможения, чтобы остудить. Или слез -покурил.
Если бы новички знали, насколько проще сдать гаишную восьмерку с использованием заднего, на экзамене вообще бы никто не заваливался.
Но увы, этому никто не учит в обычных школах.
Все-таки снять видео придется. Очень сложно мне некоторые моменты словами расписать)
Последний раз редактировалось
Dee Troy 21 мар 2014, 15:31, всего редактировалось 4 раз(а).
YAMAHASTARGOLDWINGCLUB